Менестрель, Бард, Трубадур, Скальд, Вагант,...

КСП, барды, песни, музыка

Менестрель, Бард, Трубадур, Скальд, Вагант,...

Сообщение _AM 27 май 2008, 15:24

Некоторые забавные размышления

Источник: http://kulichki.com/tolkien/arhiv/fandom/illet.shtml

Иллет

Размышление первое.

Менестрель среднестатистический
Если судить по песням (у нас они называются в основном балладами), менестрель есть существо чрезвычайно одинокое и несчастное. Жить ему, как правило, негде, да и бесполезно ему обзаводиться жильем. Среднестатистический менестрель долго не живет. Обычно он молод, ибо до старости не доживает. А если и доживает, то не лысеет никогда. Тоскует, глядя на звезды, луну и вообще на окружающее. Видит и слышит нечто, другим не доступное, отчего его никто не понимает, хотя весьма охотно слушают его песни. Страдает ото всего. Профессиональные болезни - разодранные пальцы, слепота; в основном все болезни - искусственно-злобного происхождения. Потому как свойство менестреля - нарываться. Его норовит убить первый встречный, видимо, для поддержания менестрельского имиджа. А уж если его заносит к королевскому двору, то живым или здоровым он оттуда не уйдет. Видимо, все короли поголовно гады, находящие удовольствие в истреблении менестрелей особо изощренным способом. Наверное, тоже для ради имижда (королевского). О чем поет менестрель? О себе, любимом, в первую очередь. И о непонятном и заковыристом. Рвет струны. Рвет страсти. Все - до крови. И опять не понят и одинок. Конечно, все вышесказанное есть личное мнение автора, с которым он же сам не всегда согласен, но за редким исключением менестрель в песнях именно таков.

*******************************

Их называли по-разному в разных краях, но повсюду они как бы выпадали из общей привычной схемы жизни, они шли как бы по касательной к ней. Вестники высших сил. Их хвалебное, благое слово приносило удачу и счастье, хула и проклятие приводили к несчастьям и гибели. И причинить зло такому человеку, естественно, было себе дороже. В Ирландии бард - одна из ступеней сакрального обучения, высшей ступенью которого были друиды. Во многих scel песнь друида или барда вынуждает героя совершить поступок, на который добровольно он бы никогда не решился - хулительная песнь вынуждает Фер Диада выйти на поединок со своим побратимом Кухулином. Вообще слову и владению словом придавалась страшная магическая сила - именно песня Амаргена, в которой он дал имя новой земле, позволила потомкам Мила ступить на берег Ирландии. Соответственно, и сложение песни было делом священным, тем более во времена бесписьменной культуры. В народе, в котором память и традиции передавались устно, клановый сказитель или бард считались личностями почти мистической важности. В памяти они хранили генеалогии вождей, нараспев рассказывая о них на пирах в честь рождений, свадеб, на тризнах. Обычно к таким случаям бард готовился тоже как к священнодействию - запирался в своем доме, закрывал окна и лежал неподвижно на спине, закрыв глаза и замотав голову, с камнем на животе, чтобы, отрешившись от мира, услышать голоса высших сил.

**************************************

Певец-бард обычно состоял в свите вождя или на службе короля, но позже, когда клановые связи стали разрушаться, а барды все более становились профессиональными музыкантами и сказителями, они могли странствовать от двора ко двору, смотря где лучше принимали. Однако почтение к барду, как к персоне стоящей несколько "над" сохранилось. Об этом говорит и обилие преданий (хотя бы о Томасе из Эрсилдуна или Рафтери - совсем уже не бард, но наследник их традиции), и упорное нежелание признавать странствующих певцов бродягами вне закона, согласно указу Генриха VIII. Бард мог быть и богатым и нищим, мог быть изрядным воякой, вроде того же легендарного Амаргена или Ойсина, но он всегда был "над". Конечно, бард мог быть убит, но вряд ли кто-либо посмел бы убить его за песню. Могли убить тайно, исподтишка или в бою, но никогда ни один уважающий себя и страшащийся богов владыка не осмелился бы убить барда прилюдно и именно за песню. Такое могли проделать только английские солдаты, вешавшие бардов наравне с бродягами.

********************************************

Трубадуром звался тот, кто сочинял стихи и напев. Не всегда он исполнял свои песни сам - или голоса не было, как у Гаусельма Файдита, или терялся в обществе, как Ричарт де Бербезиль. Обычно трубадур содержал одного-двух певцов-жонглеров, исполнявших его песни. Жонглер мог и сам подняться до трубадура, ежели начинал сочинять и исполнять свое (например, Пистолета, жонглер Арнаута де Марейля). Впрочем, и трубадур и жонглер были при дворах весьма желанными гостями. Иногда устраивались трубадурские "прения" на какую-нибудь заданную тему, и поединок этот был не менее привлекателен для зрителей, чем поединок рыцарский.

*********************************************

Размышление третье. Почему - менестрель?
А действительно, почему? Не бард, не скальд, не вагант, не трубадур? А менестрель - министериал, "поступивший на службу" - таков смысл этого названия? Господа менестрели, вы у кого на службе? Кто ваш сеньор, кто ваш трубадур, чьи песни вы поете? Если свои - то вы не менестрель. Если только чужие - то бога ради, будьте менестрелями. Знаете ли вы, что такое кансона, тенсона, пастурель, альба, сирвента? Это то, что пели трубадуры. Баллад они не пели - это жанр низкий, народный, под баллады вообще-то плясали. А что такое сеньяль?
А вот сирвент наши менестрели слагают очень много. Например, "Перевезите нас в Белерианд" - типичная сирвента, то есть другие слова на известный мотив. Судя по жанровому и тематическому многообразию, наш певец есть некий гибрид жонглера с вагантом, с небольшой примесью миннезингерской холодной возвышенности и трубадурской изощренности, приправленных священным вдохновением барда. Словом, нечто неопределимое. Хотя, на мой взгляд, ближе к ваганту. Скальдов у нас вроде бы нет, хотя Кинн можно было бы к ним с изрядной натяжкой отнести. Можно, правда, вспомнить, что сказительское искусство тоже почиталось за "трубадурское художество", тогда Рин у нас вполне трубадур. Кто у нас еще есть? Барды? Да, глюки-то мы все ловим, только мало кто способен изложить их как подобает... И играют наши певцы все поголовно на лютне (пардон, гитаре), забыв о существовании виолы, роты и арфы... Особняком от всей этой братии стоит екатеринбургский Ordo Verbi - там трубадур пополам с вагантом, да еще немножко скальда.
Так почему же все-таки менестрель? Звучит хорошо? Может, и так. Бард, однако, не хуже. Скальд тоже. Это вам не хуглар или скоп - фу, как неприлично!
Аватара пользователя
_AM
 
Сообщений: 2872
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 14:08
Откуда: Kherson, Ukraine

Вернуться в БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ...и не только.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
META-Ukraine Club _BV_  socio atlas For letter to admin

PHOTO_AM_

WEB resources AM

Send SMS:   -   

 MTS, Jeans... 

 Kyivstar,Ase&Base,Djuice... 

 Beeline